Итоги гастролей Театра оперы и балета с премьерой оперы-олонхо М. Жиркова, Г. Литинского «Ньургун Боотур» на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге 2 декабря и Большого театра России.
26 декабря 2022 г. в рамках Дней Республики Саха (Якутия) к 100-летию ЯАССР и Году культурного наследия народов России.
Дата проведения пресс-конференции: 26 декабря 2022 г.
Место проведения: Медиа-центр, Дом печати РС(Я)
Начало: 15:00
Участники: автор спектакля и режиссер Андрей Саввич Борисов; дирижер Константин Алексеевич Хватынец; директор ГТОиБ им. Суорун Омоллоона Владислав Валерьевич Лёвочкин; продюсер премьерного проекта Алексей Юрьевич Садовский; балетмейстер-постановщик Екатерина Лаврентьевна Тайшина; исполнители главных партий – Александр Георгиевич Емельянов (Ньургун Боотур) и Екатерина Петровна Корякина (Туйаарыма Куо).
Одним из главных и триумфальных событий Дней Республики Саха (Якутия) в Москве и Санкт-Петербурге стал показ премьеры оперы-олонхо М. Жиркова, Г. Литинского «Ньургун Боотур» в авторской версии известного режиссера Андрея Борисова на престижных сценах Мариинского и Большого театров России. Для качественной подготовки премьерного проекта в Год 100-летия ЯАССР был приглашен креативный продюсер Алексей Садовский, который сотрудничает с Министерством культуры и духовного развития РС (Я) и театром оперы и балета по различным проектам более 20 лет.
Для углубленного понимания концепции в постановке, помимо солистов оперы, хора, балета и симфонического оркестра театра оперы и балета, принимают участие артисты и музыканты Театра Олонхо, для масштабности постановки, укрупнения ее художественной идеи участвуют хор Якутской филармонии, и Госансамбль «Виртуозы Якутии». Для двух составов солистов оперы, артистов хора и балета было пошито 320 костюмов, кроме того - головные уборы, обувь, украшения, бутафория. В Москву и Санкт-Петербург выехало 294 артиста, театральных работников, деятелей искусств, орггруппа.
6-я новая версия оперы отличается тем, что в ней был структурирован текст либретто Суорун Омоллоона, капитально переработана оркестровая партитура спектакля. Автор спектакля А. Борисов вернулся к первоисточнику П.А. Ойунского, отталкиваясь в драматургии от первого спектакля Ойунского под названием «Туйаарыма Куо». Борисов вспоминал от высказывания П.А. Ойунского об олонхо, что «Ньургун Боотур Стремительный» собран из 33-х олонхо 33-х племен и народов. «Он, будучи образованнейшим человеком своего времени, гениальным поэтом и писателем в своем изложении эпоса как раз актуализировал эту «мировую» линию. Поэтому наш спектакль мы решаем, как эпическое наследие народов мира». «В самом олонхо “Ньургун Боотур” много мировых мифологических мотивов, перекликающихся с другими древними культурами. Поэтому в сценографии спектакля использованы элементы скифского, хуннского, даже шумерского искусства. Это не расширение олонхо, а наоборот, движение в глубины народного мифотворчества, которое к завершению спектакля приводит к торжеству созидательного духа народа».
Уникальность данной постановочной редакции в том, что премьерный показ спектакля вначале состоялся на сцене Мариинского театра, затем был перенесен в Большой театр и только потом появится на сцене театра оперы и балета у нас.
Успех новой постановки в Год культурного наследия народов России огромен: за 2 дня в Москве были раскуплены все билеты, в Мариинском за 12 дней помимо партера были открыты и балконы и всё было продано.
В Якутске премьерные спектакли пройдут 27, 28 и 29 декабря.
Театр оперы и балета
Источник: Пресс-центр Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) |