В Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия) начала работу межрегиональная выставка "Занимательное путешествие по Евразии" из собрания Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Остров-град Свияжск" Республики Татарстан.
В экспозиции представлено более 50 гравюр, выполненных в технике офорта и литографии из собрания Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Остров-град Свияжск" Республики Татарстан. Большая часть экспонатов – это иллюстрации к книге известного российского ученого и путешественника XVIII века, члена петербургской Академии наук Иоанна Готлиба Георги, а также гравюры других авторов и экспонаты из собрания Национального художественного музея Республики Саха (Якутия).
К концу XVII века познаваемый мир стал представлять для западноевропейского исследователя единую систему. Географические открытия, распространение новых средств передачи информации, развитие экономических связей в следствие морской торговли стали причиной формирования единой цивилизационной общности, центром которой становились человек, его чувства и образ мыслей. В попытках рационализировать феномен этнического разнообразия людей на планете и представить логическое его основание в противовес имевшимся религиозно-мистическим представлениям европейская интеллектуальная элита стремилась к систематизации собираемых в экпедициях данных, а точнее, к выработке единого языка описания народов и племён.
В 1744 году один из ранних английских энциклопедистов, учёный и писатель, священник англиканской церкви Джон Харрис (1666 – 1719) обобщает труд географов, экспедиторов и художников в работе под названием «Полная коллекция путешествий». Издание стало одной из первых книг, описывающих страны и народы за пределами европейской ойкумены. В частности, гравюры «Татарский лагерь в движении» и «Церемония благословления лошадей», выполненные на меди, повествуют о жизни и быте населения поволжских степей.
Наряду с листом из энциклопедии Джона Харриса, экспозиция представляет хромогравюры и литографии француза Годфруа Энгельмана (1788 – 1839), турецкого художника Далвимара Октавиана, изображавшего костюмы жителей Турции и Ближнего Востока, и других исследователей того времени.
Вступившая в эпоху Просвещения Российская империя XVIII века стремилась к определению своего места в создаваемой системе культур и народов. Этнографические экспедиции и фиксация их результатов в книжных гравюрах осуществлялись преимущественно западноевропейскими исследователями.
Нюрнбергский художник Христофор Рот (ум. 1798), служивший в Академии наук в Петербурге, в 1774 – 1775 годах издавал иллюстрированный журнал «Открываемая Россия, или Собрание одежд всех народов, в Российской империи обретающихся». Позднее, в 1776 – 1780 годах вышло «Описание всех народов Российского государства, их быта, вероисповедания, обычаев, жилищ, одежды и остальных отличий» — результат исследований академика Иоганна Георги (1729 – 1802).
Именно в труде Георги Россия впервые широко и зрелищно представлена как многонародная империя, «от лопарей до камчадалов». Гравюры из этого источника многократно воспроизводились в других изданиях XVIII – XIX веков и послужили материалом для сборника «Костюм Российской империи», выпущенного в Лондоне в 1803 году. На раскрашенных акварелью иллюстрациях изображены представители проживающих на территории России народов в национальных костюмах: эстонцы, казанские и ногайские татары, черемисы, чуваши, чукчи, сибирские бухарцы, вотяки, башкиры и другие.
Многочисленные экспедиции были вызваны нуждами как отечественной науки, так и хозяйственными задачами. Емельян Корнеев (1782 – 1839?), совершил многочисленные путешествия по Сибири для снятия видов и костюмов разных народов. Его работа «Камчадалы» и акварель Никанора Чернецова (1894 – 1879) «Черкес и абхазец. Абхазец и менгрелец» из собрания НХМ РС (Я) достоверно отражают костюмы и орудия труда народов Российской империи, что полностью соответствует просветительским идеалам.
Образы, изображённые на гравюрах, лишены субъективных качеств, что можно объяснить не только техническими особенностями их изготовления, но и общей концепцией. Художники избегали изображения натуры как таковой — их деятельность была направлена на демонстрацию вещей, презентацию быта и занятий через одежду, обувь, головные уборы. Чтобы обеспечить лучший обзор костюмов и орудий труда, портретные особенности лиц типизировались в соответсвии с принятыми канонами, фиксировались фронтальный и театральный развороты поз.
Именно гравюры дали первый опыт визуального описания империи через теоретические наблюдения и рационалистическую систематизацию фактов. Благодаря трудам исследователей народы Евразии успешно сформировали этнокультурную идентичность, уйдя от сугубо мифологической парадигмы восприятия действительности.
Внимание! Выставка будет работать для всех посетителей с 28 июня по 10 августа 2024 г. в основном здании музея по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 9, 3 этаж, выставочный зал.
Вход по отдельному Прейскуранту: для взрослых – 300 руб./чел; для детей дошкольного возраста (до 6 включительно) – 100 руб./чел.; для лиц, не достигших 18 лет – 200 руб./чел.; для студентов ВУЗов и ССУЗов – 250 руб./чел., для студентов профильного художественного направления – 200 руб./чел.; для пенсионеров – 200 руб./чел., многодетным семьям – 150 руб./чел., льготная категория граждан - бесплатно (при предъявлении соответствующих документов). Экскурсионное обслуживание по отдельной цене.
Купить билет по Пушкинской карте: https://vmuzey.com/event/vystavka-zanimatelnoe-puteshestvie-po-evrazii
Купить билет с экскурсией по Пушкинской карте: https://vmuzey.com/event/ekskursiya-zanimatelnoe-puteshestvie-po-evrazii
Режим работы: среда 12.00-20.00 (касса до 19.30), четверг-воскресенье 11.00-19.00 (касса до 18.30), понедельник-вторник – выходные дни.
Справки и предварительная запись по телефонам: 8 (4112) 33-52-79, 8 (4112) 33-52-80 (касса)
Источник: Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) |